?

Log in

No account? Create an account

Новошахтинский драматический театр

nmdt.ru

Театральный прорыв под Ростовом
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Театральный прорыв под Ростовом


Репортаж с очередной Лаборатории Театра Наций или как Минкульт на деле поддерживает театры малых городов России




В июле в Ростовской области состоялась Лаборатория Театра Наций, новый этап программы поддержки театров малых городов России, которую помогает осуществлять Министерство Культуры РФ. Творческая Лаборатория - это обновление театра путем эксперимента. По утвержденным условиям программы из Москвы в малый город приезжает команда режиссеров, педагогов и театроведов, которые проводят занятия, репетируют с местной труппой, помогают обновить репертуар, и, если эскизы дорабатываются в достойные спектакли, приглашают театр участвовать в ежегодном Фестивале театров малых городов России. Лаборатория – событие не только для театра, но и для всего города, это некий рывок в общероссийскую культуру. Корреспонденту портала «Весь театр», наблюдавшему весь творческий процесс изнутри, удалось пообщаться с участниками Лаборатории и задать вопросы организаторам.







Елена НОСОВА - куратор театральных проектов, помощник художественного руководителя Государственного Театра Наций:

- Елена, дайте, пожалуйста, наиболее точное определение Программы…

- Федеральная программа по поддержке театров малых городов России разработана и осуществляется Государственным Театром Наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова при участии Министерства культуры России с 2010 года. Помимо ежегодного Фестиваля театров малых городов, который в этом году проходил в городах Коломна и Зарайск Московской области, в различных регионах страны в рамках программы организуются творческие Лаборатории по современной драматургии с участием столичных режиссеров.

- Каждый год несколько малых городов из разных регионов попадают под патронаж Театра Наций. Почему нынешняя Лаборатория проходит одновременно в двух городах одной области?

- Да, в этом году выбраны сразу два города Ростовской области: Таганрог и Новошахтинск.Новошахтинский драматический театр поддержан Театром Наций не случайно. Здесь особая история.

Город в последние годы переживает тяжелые времена: была авария, были закрыты все шахты - люди остались без работы, а сейчас город вовлечен в цепь известных событий, размещая беженцев в пункте временного пребывания, оказывая людям неоценимую помощь. И все это время молодой театр живет и является единственным культурным центром города. Посмотрите, на сайт театра: люди из заброшенного кинотеатра своими руками построили театр. И, конечно, особое уважение вызывает художественный руководитель Новошахтинского драматического театра Светлана Сопова своими профессиональными и человеческими качествами. В эти непростые времена театром ведется активная работа как с детьми шахтеров, так и со взрослой аудиторией.

- Кого из режиссеров Театр Наций пригласил в Ростовскую область для участия в творческой Лаборатории?

Лаборатория всегда привлекает молодых, но уже известных режиссеров. В Таганрогском театре имени А.П. Чехова эскизы спектаклей представят: Кирилл Сбитнев, Павел Зобнин и Радион Букаев.

Театром выбран триптих Брайана Фрила по мотивам произведений А.П. Чехова, для трех частей пьесы режиссерами были выбраны три разных площадки. На сцене Новошахтинского драматического театра эскиз спектакля «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова представила режиссер из Италии Алессандра Джунтини.

Олег ЛОЕВСКИЙ – арт-директор Фестиваля театров малых городов России, театральный критик:

- Работа Лаборатории в Таганроге проводится по традиционной схеме?

- Да, это уже апробированная программа: мы приезжаем в малые города, привозим специалистов по сценической речи и сценическому движению, устраиваем актерский тренинг, привозим известных режиссеров, которые репетируют с актерами местной труппы, ставят эскизы спектаклей. Все это ничего не стоит театру и проводится на деньги, выделенные министерством культуры в целях поддержки театровмалых городов.

- Итогом Лаборатории можно считать готовые эскизы?

- Да, на которые мы обязательно приглашаем зрителей, потому что без зрителя в театре вообще ничего не бывает. После показа мы обсуждаем спектакли прямо в зале и предлагаем зрителям проголосовать: оставить спектакль как есть, продолжить работу или забыть, как кошмарный сон. В итоге получается целый модуль, позволяющий театру обнаружить у себя какие-то скрытые резервы…

- Решение: оставить спектакль или забыть все же в итоге принимает администрация театра?

- Разумеется, но для нас всех очень важно мнение зрителей, пожалуй, это – самое важное и интересное. По количеству голосов мы понимаем, что вот этот материал сложноват для восприятия, а этот вызвал живейший интерес…

- На этот раз Лаборатория проводится сразу в двух городах Ростовской области…

- Да, на днях в Новошахтинском драматическом театре с большим успехом прошел эскиз молодого итальянского режиссера Алессандры Джунтини. Конечно, у меня были замечания к режиссеру, но я же понимаю, что это - всего лишь эскиз, который требует доработки, чтобы стать полноценным продуктом, и при этом зрители проголосовали за то, чтобы оставить спектакль в том виде, в котором они увидели. В этом театре очень творческая атмосфера, они хотят идти в ногу со временем, несмотря на все их сложности.

- Вас не удивил выбор директора Таганрогского драматического театра, который вместо трех пьес разных авторов выбрал трилогию ирландского драматурга по произведениям Чехова?

- Нет, не удивил. Мы занимаемся современной драматургией, а в данном театре предпочитают классику, и чтобы избежать встречи с неизвестным, чтобы не рисковать, Сергей Герт (директор и художественный руководитель Таганрогскоготеатра) выбрал пьесу, в основе которой все тот же Чехов. Драматург Брайан Фрил скорее сделал какой-то вольный перевод Чехова, чем написал новое произведение, но это - право театра на выбор. Жаль только, что в эскизах не задействована вся труппа, так как наиболее интересны те проекты, в которых участвует как можно больше местных актеров: они по-другому общаются, заново знакомятся, удивляются друг другу. Могут даже измениться отношения внутри труппы, так как мы привозим некую бациллу творчества, действующую в экстремальной ситуации.

- Олег Семенович, как вы считаете, Лаборатория прошла успешно?

- Да, это видно по тому, с каким интересом и радостью актеры работали с нашими молодыми режиссерами, а также по той благодарности, которую на обсуждении высказывали зрители. Мы полагаем, что наша работа здесь будет иметь какое-то продолжение…

Светлана СОПОВА, художественный руководитель Новошахтинского драматического театра:

- Какова история возникновения театра в Новошахтинске?

- На пустом месте никогда ничего не возникает. Здесь был народный театр, он - почти ровесник города, ему 65 лет. Я в этом театре выросла. Когда в 1996-м году все закрывалось, мы создали муниципальный театр. Здание, которое нам досталось, было разрушено, мы несколько лет его сами восстанавливали при полном отсутствии финансирования. С 2003-го года мы, к счастью, входим в сеть областных профессиональных театров. Мы точно знаем, что очень нужны городу.

- У вас в театре – чрезвычайно эмоциональная, благодарная публика, им, видимо, так не хватает радости, ярких красок в этом маленьком городе, в котором так непросто жить…

- Наши зрители действительно восхищают всех приезжающих в город театральных деятелей: они тонко чувствуют, они готовы к экспериментам. Они живут тяжело, а театр помогает им думать, выбирать путь. Когда смотришь сегодняшнюю пьесу, поневоле ищешь в ней ответы на вопросы…

- Вы сами выбрали пьесу «Прекрасное далеко»?

- Да, вместе с Олегом Семеновичем Лоевским. Мы очень благодарны Театру Наций: то, что эти люди делают для театров малых городов, переоценить невозможно. У нас, например, всего двенадцать человек в труппе, разве могли бы мы позволить себе такие прекрасные высокопрофессиональные мастер-классы? А Фестиваль театров малых городов – это просто сказка. Там не так, как на других фестивалях: показал свой спектакль и тут же уехал, там с артистами занимаются, все театры общаются несколько дней, смотрят спектакли друг у друга, впитывают новое. Мы были на фестивале дважды, это были счастливые незабываемые мгновения…

- Ваша труппа как-то изменилась после фестивалей и Лабораторий?

- Знаете, как говорят: до войны и после войны; до того, как сказал «люблю» и после. Областные журналисты и театральные критики заметили уже после первой Лаборатории Театра Наций в 2011-м году – мы сразу другими стали, это – правда.

- Где учились ваши актеры?

- В Ярославском театральном институте, мы его очень любим. Еще у нас в труппе прибавление: из Луганска к нам приехал Морозов Павел Иванович – прекрасный актер и драматург, у нас идет спектакль «Ассоль» по его пьесе. В связи с последними событиями он решил переехать в Россию, позвонил нам, а я ему говорю: «Павел Иванович, да вас многие театры с удовольствием возьмут…», но он все же решил в наш театр приехать. Это для нас дорогого стоит.

- У вас в городе сейчас много беженцев…

- Да, и мы стараемся их согреть, готовы для них играть бесплатно, у нас вообще около трети спектаклей - благотворительные. Наши подопечные – интернаты, малообеспеченные люди, дома престарелых, детские дома, общества слепых, глухонемых… Мы считаем это своей миссией. Надо видеть их реакцию, это – самый замечательный зритель. Сейчас все говорят, что театры должны сами зарабатывать, это верно, но нужно не забывать главное: ради чего существует театр…

Сергей ГЕРТ, директор Таганрогского драматического театра, актер:

- Сергей Давыдович, сколько лет вы руководите театром?

- Как руководитель, лет семь или восемь, точно не помню, а вообще я в этом театре и в этом городе с 1987-го года, я – не местный…

- Вы ощущаете как-то присутствие Антона Павловича Чехова в этих старинных стенах, в самом городе?

- Пожалуй, свое определенное отношение в театре и этом городе к Чехову, конечно, есть, потому что он – земляк, и не только земляк. Мне кажется, есть еще осознание того, что он – кормилец, как был, так и есть, в хорошем смысле, и нельзя этого отрицать. Любой артист в театре и я, в том числе, думаем, что очень многим обязаны тому, что он бывал в нашем театре, что театр носит имя Чехова, ведь есть же такое выражение «гений места». Антон Павлович Чехов уехал в Москву уже сформировавшимся в Таганроге человеком. Город его юности был высококультурным и развитым: люди посещали театр, увлекались оперой, в парке играл итальянский оркестр, повсюду звучала иностранная речь – в городе было около двадцати консульств…

- Какова ваша главная театральная мечта?

- Наверное, одной мечты не может быть. Когда я был только артистом, было гораздо проще – я отвечал сам за себя, а сейчас отвечаю и за своего брата артиста, чтобы он чувствовал себя нормальным человеком, получал нормальную зарплату, поэтому я не могу делать все, что я хочу. На очень многие вещи я стал смотреть с оглядкой и не потому, что возраст: за мной двести человек, их судьбы, а все их судьбы связана только с театром, у них нет возможности еще где-то зарабатывать деньги. В итоге все упирается в зрителя, если он будет сюда ходить, значит, у театра будут средства, а артисты будут заниматься любимым делом…

- Вы хотите сказать, что театр может существовать на деньги от продажи билетов?

- Нет, конечно, но все это время мы рассчитывали только на себя, а не на то, что «они» дадут деньги на постановку, мы поставим, не дадут – не поставим. Если бы мы ждали, пока «они» дадут деньги на гастроли, мы бы не поехали никуда, они, ведь, как правило, не дают, а все время только отбирают…

- «Они» – чиновники?

- Да, нам вот все время урезают деньги на Фестиваль Чехова, который для нас всех чрезвычайно важен. Чтобы понимать Чехова, надо обязательно побывать в Таганроге, походить по тем улочкам, по которым ходил он, посмотреть на дома, которые видел он, а персонажи его произведений и сейчас бродят по нашему городу…

- Вы ведь первый раз принимаете участие в Лаборатории Театра Наций, что вы ждете от нее?

- Не могу сказать, что жду каких-то конкретных результатов, и, наверное, не надо ориентироваться на результаты, но я всегда хотел, чтобы актеры моей труппы были подвижными. У нас давно, с 1994-го года, нет главного режиссера, можно говорить о минусах и плюсах, но это все равно вынуждает актеров быть более подвижными, приноравливаться к разным режиссерам. Я очень мало и плохо знаю молодую режиссуру и, честно говоря, я ее боюсь. Это от того, что сколько раз с ней ни сталкивался, приглашая молодежь на постановку, опыт был неудачным: проходило два месяца, а спектакль все еще был только в голове у режиссера. Часто бывало, что я не принимал спектакли, мне хотелось, чтобы был сюжет, чтобы зритель понимал, что происходит. В случае с Лабораторией Театра Наций уверен, что результат будет положительный. Когда я принимал решение об участии, советовался с актерами и знаю, что им это интересно. Моей задачей стало только - высвободить время. Как в каждой труппе, у нас есть балласт, но за прошедшие годы я набрал много талантливой молодежи из Красноярска, из Барнаула, и мне никого не надо загонять на дополнительные занятия, сами бегут.

- Почему для постановки лабораторных эскизов ваш выбор пал на драматургию Брайена Фрила?

- Во-первых, потому, что там в основе - чеховская драматургия, я давно читал эту пьесу, она для меня любопытна. Во-вторых, я живу в этом городе и знаю, что зрители не воспримут современной драматургии с матом и тому подобным, для них это неприемлемо. Здесь вся атмосфера зрительного зала, этого здания сопротивляется, восстает против подобных экспериментов.

- Вашему зданию и зрительному залу действительно можно позавидовать – архитектура редкой красоты и достоинства…

- Я много внимания уделяю театру как дому и его внутренней атмосфере. Вы ведь понимаете, когда приходите к кому-то в гости, что тут за отношения, и, если плохие - вам больше не хочется в этот дом приходить, а если атмосфера - дружная, теплая, то захочется еще и не один раз. Я внушаю артистам, что здесь все их собственное, поэтому, скажем, те ковры, которые мы купили семь лет назад, бережно сохраняют свой вид. Вот и спектакль, если он сегодня прошел плохо в силу каких-то причин, значит, завтра на нем будет меньше зрителей, здесь весь город слухами живет…

Игорь СОРОКИН, мэр Новошахтинска:

- Удивительно, как в вашем маленьком городе оказался такой замечательный театр…

- Потому что в нашем маленьком городе живут замечательные люди. Все наши актеры – жители Новошахтинска и, знаете, этот театр держится на энтузиазме тех людей, которые в нем не работают, а служат, живут.

- Какое впечатление у вас от эскиза спектакля «Прекрасное далеко»?

- Казалось бы, такой маленький срок – четыре дня, но по результату голосования видно, как зрители восприняли эскиз, сочтя его полноценным спектаклем, какую благодарность высказывали на обсуждении. Спектакль подтолкнул к непростым размышлениям о смысле жизни, о добре…

- Недаром Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций, всегда подчеркивает, что наличие в маленьком городе театра делает этот город большим, настоящим…

- Мы обязательно поддержим наш единственный театр. Мы только-только начали находить всевозможные формы существования, приглашаем инвесторов, чтобы город зажил, строим дома. Скоро откроется кинотеатр, которого город был лишен с постсоветского времени, в августе запускаем новые спортивные объекты. В общем, стараемся уделять главное внимание развитию социальной инфраструктуры, и театр – немаловажная составляющая этой культуры. Мы сделаем все, чтобы в Новошахтинске было приятно и здорово жить.

Алессандра ДЖУНТИНИ, режиссер

- Алессандра, вы сделали эскиз по пьесе Данилы Привалова «Прекрасное далеко». В свое время вы сами исполняли в подобном спектакле одну из главных ролей. Насколько изменилось ваше отношение к пьесе, когда вы взялись за нее не как актриса, а как режиссер? Какую главную мысль вам хотелось донести до зрителя?

- И как актрисе, и как режиссеру мне важно, что всегда существует надежда, что глупо умирать по своей вине и, тем более, не по своей, вот пассажиры сбитого самолета ни в чем не были виноваты, и не хочется думать, что для них все закончилось. Хочется верить, что для невиновных людей будет оставлена какая-то возможность, еще какое-то существование, а то совсем грустно получается…

- Скажите, Алессандра, а почему у вас на сцене ангелы в телогрейках? Вроде как не рай, а какая-то зона, хотя и в пьесе герои считают, что попали в рай, но похоже сам автор имел ввиду нечто другое…

- В пьесе нет описаний, как выглядят герои, в чем они одеты, сказано лишь, что Серега в валенках, а Вася вошел в дом с мороза. Там много спорных моментов: говорится, что ангелы не злятся, не чувствуют боли, не плачут, не любят, а в то же время все это имеет место…

- Да, в пьесе много противоречий, с вашей постановкой я согласна больше …

- Спасибо. Мне хотелось показать, что есть надежда, что можно любить и чувствовать, даже будучи тихим ангелом, я и сама надеюсь, что в раю именно так, а не плоско и скучно…

- Мне показалось, основная мысль вашего спектакля «Прекрасное далеко» - «Любить – это значит что-то делать…»

- Да, мне кажется, так надо жить...

Кирилл СБИТНЕВ, режиссер

- Что дает тебе участие в Лаборатории? Чем она тебе интересна?

- В Лабораториях работать интересно, потому что страшно, потому что я не знаю, как это делать. Первой моей Лабораторией стала Гатчина. До встречи с артистами я знал все до поворота мизинца каждого персонажа, но на месте все мгновенно порушилось, и я строил все с нуля. То же самое произошло в Выборге, куда я приехал готовым уже наполовину, зная, что не пригодится почти ничего из домашних заготовок, так и получилось.

- То есть, рисунок спектакля ты теперь заранее не готовишь, все происходит «здесь и сейчас», с листа…

- Да, и знаете, во всех четырех Лабораториях, в которых я принимал участия, у меня ни разу не было ощущения ужаса или паники, что мы ничего не успеваем, может быть потому, что я еще мало прошел, а я, безусловно, мало прошел. Когда мы с артистами находим общий язык, то все идет довольно быстро, вот и здесь, в Таганроге, когда мы «пристрелялись» друг к другу, все пошло на взаимном доверии. Они поняли, что во мне нет желания просто «удивить». Я, конечно, хочу удивить, было бы странным, если б я не хотел этого делать, но простыми вещами, настоящими, чего мне не хватает сейчас в Москве.

- Ты работал с режиссерами мирового уровня – с Декланом Доннелланом и Томасом Остермайером, с кем сложнее было найти общий язык?

- Да нет, сложно не было. Единственной сложностью для меня были организационные моменты – организация репетиций и т.п., а что касается творческой стороны, тут все сложности уходят на второй план, потому что я понимаю, для какого дела мы стараемся. Остермайеру мы в процессе репетиций предложили с ребятами три варианта…

- Это для массовки в спектакле «Фрекен Жюли»?

- Да. Ему нужен был реалистичный эпизод с дискотекой, но до этого мы ему и маски театральные показывали, и истории каждому придумывали, и он сказал, что сцена не получилась бы такой, если б не прошли этот путь. Вообще я люблю, когда все сложно, не должно быть просто. Должно не хватать времени, денег, должны возникать трудности, и это прекрасно. Я про то, что «художник должен быть голодным» не в смысле еды, а в смысле средств.

- Когда не хватает материального, начинает работать воображение…

- Конечно, особенно на Лаборатории, когда у тебя нет художника, декораций, когда ты должен один все придумать, и еще нужно увлекать и заинтересовывать артистов, поскольку я люблю работать командой…

- Какая мысль в эскизе «После занавеса» для тебя является самой важной, что ты хочешь донести до зрителя?

- Не нужно жить прошлым, это – гибельно, это разрушает. Два наших героя застряли в прошлом, хотя они очень сильные духом люди, но они много рефлексируют и додумались до того, что все – тлен, а это самое страшное. Нужно жить мечтой, если она – настоящая.

- Есть разница в процессе работы – спектакль ты делаешь или просто эскиз?

- Нет, я целиком и полностью отдаюсь работе, всегда стараюсь делать все качественно…

Радион БУКАЕВ, режиссер

- Радион, ты прошел боевое крещение во многих лабораториях…

- Я недавно подсчитал их, примерно, двенадцать…

- Отличаются ли Лаборатории Театра Наций от всех прочих?

- Они отличаются. В этих Лабораториях у режиссеров гонорар меньше, но организованы они лучше всех. А еще, тот пиетет, который невольно возникает в малом городе (да в любом, практически) в связи с названием Театра Наций и именем Евгений Миронов – заставляет тебя держать марку, а артистов – испытывать некий трепет.

- Чем зацепила тебя Лаборатория в южном городе у моря Таганроге?

- В южном городе летом у моря нужна большая мотивация для работы, в принципе в театре довольно душно и жарко и репетировать достаточно непросто, но это все физические вещи, а вот творческая составляющая - «Дама с собачкой» - тема, которая меня зацепила. Мне очень интересна тема взаимоотношений мужчины и женщины на курорте.

- А Фрил тебя зацепил?

- Фрила я не выбирал. «Дама с собачкой» мне досталась в его вольном пересказе, и я пытаюсь найти какие-то свои смыслы между Фрилом и Чеховым, и это меня греет. А еще меня греет то, как актеры этому отдались, мне нравится то пространство, в которое мы попали, и я не замечаю, как проходит время репетиций.

В результате успешного проведения Лаборатории в театрах Ростовской области (Новошахтинске и Таганроге) появились четыре интересных эскиза, из которых при желании можно сделать полноценные спектакли. Актеры и зрители довольны. Теперь дело за администрацией. Но в любом случае, театральные труппы в этих городах уже никогда не будут прежними: они вышли на новый профессиональный уровень, приобрели новый опыт, познакомились с современной драматургией, удивили и порадовали зрителей...





Лариса Каневская

журнал Театралъ, 11 августа 2014 г.

http://www.teatrall.ru/post/567-teatralnyij-proryiv-pod-rostovom/




8 ИЮНЯ В РОСТОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ СОСТОЯЛСЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ «ФОТОАППАРАТЫ"
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

8 июня в рамках социального проекта БОГОМ ДАННЫХ ДЕТЕЙ БЕРЕГИТЕ и акции ЗАЩИТИМ НЕРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ состоялся благотворительный спектакль по пьесе Петра Гладилина ФОТОАППАРАТЫ.



Для чего человеку дана жизнь? Когда человек начинает быть человеком? Как воспринимает действительность ребёнок, находящийся в утробе матери? Что такое счастье и почему люди порой сами делают себя несчастными? – над этими и многими другими вопросами поразмышляли актёры Новошахтинского драматического театра вместе со зрителями – молодыми прихожанами различных ростовских храмов, сотрудниками и активистами Епархиального отдела по делам молодёжи и миссионерскому служению, волонтёрами общественной организации Наше будущее и просто с теми, кто в этот вечер посетил филармонию.

Руководитель епархиального отдела по делам молодёжи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии иерей Михаил Гапоненко сердечно поблагодарил руководителя Новошахтинского драматического театра Светлану Николаевну Сопову и артистов за их труды и за ту радость, которую они доставили зрителям. Священник отметил большую значимость подобных постановок: «Существуют вещи, о которых человек в суете дел и бесконечных забот жизни не успевает задуматься. Когда встаёт вопрос дарования или отнятия жизни, люди часто отмахиваются – об этом просто некогда подумать. Когда-то необходима встряска, чтобы человек смог встрепенуться и переосмыслить происходящее. Подобные спектакли способствуют трезвению и переоценке ценностей».

По окончании просмотра зрители во главе с о. Михаилом собрались на открытой площадке Первомайского парка, чтобы поделиться впечатлениями и обсудить актуальные для молодёжи вопросы. Священнослужитель призвал молодёжь к активному участию в миссионерской и противоабортной деятельности: «Многие люди считают тему абортов не своей проблемой – не делали абортов и не собираемся, а те, кто будут делать, пусть разбираются со своими проблемами сами. Но все мы должны осознать, что, стоя по колено в детской крови, наша страна никогда не сможет достигнуть благоденствия. Эти дети, ещё нерождённые – это будущее нашей страны! Важно понимать, что от позиции и конкретных действий каждого человека зависит очень многое». Молодые люди, среди которых были активисты Восточного, Центрального и Западного благочиний г. Ростова-на-Дону, студенческая молодежь, поделились впечатлениями о просмотре спектакля, выразили свое мнение и обсудили формы участия молодежи в деятельности по защите жизни нерожденых детей.

Впечатления зрителей о спектакле «Фотоаппараты»:

- Здорово, что в нашем городе состоялось такое замечательное мероприятие, что наболевшая тема поднимается на таком уровне. Через постановку гораздо легче понять такую острую для нашей страны боль, как убийство нерождённых детей.

- Постановка расширила границы восприятия проблемы абортов, продемонстрировала, что подходы к борьбе с абортами могут быть различными, что об этой проблеме можно говорить по-разному, даже не используя кровавые сцены и ужасы самого процесса.

- Очень интересная постановка. Легко, проницательно и доступно.

- Спектакль действительно позволяет задуматься над сущностью человеческой жизни, а это дорогого стоит.

Сайт Православная молодежь Дона http://pmdona.ru/content/v-bolshom-zale-filarmonii-sostoyalsya-blagotvoritelnyy-pokaz-spektaklya-fotoapparaty


На Дону прошел благотворительный фестиваль спектаклей для юных зрителей
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

В Ростовской области завершился благотворительный фестиваль спектаклей для юных зрителей с ограниченными возможностями, особых детей и воспитанников детских домов. В этот раз театрам свою площадку предоставил Новошахтинск.

Который год подряд организаторы праздника - а это ростовское отделение Союза театральных деятелей и областное министерство культуры - не могут найти спонсоров и меценатов. Но продолжают верить, что добро, как в сказках, побеждает зло. В этом году Новошахтинскому муниципальному театру исполняется 18 лет. Но большой областной фестиваль здесь принимают впервые.

   "Очень важно в наше время, чтобы волшебный мир сказки объединял детей и взрослых, а также наше театральное сообщество", - говорит главный специалист отдела искусств и инноваций министерства культуры Ростовской области Ирина Силаева.

   2 тысячам маленьких зрителей театры Ростовской области показали в эти майские дни восемь сказочных спектаклей.


      "Это воспитанники детских домов, школ-интернатов, дети, у которых сложная судьба - ребята из центра реабилитации, ребятишки из многодетных семей. И мы очень любим таких зрителей. Они удивительно откликаются на всё в сказке. Как говорят, скажи, какие сказки ты читаешь, и я скажу, кто ты", - рассказала художественный руководитель Новошахтинского муниципального драматического театра Светлана Сопова.    Для зрителей фестиваль - праздник, а для взрослых театров - экзамен. Афишу собирали очень тщательно и даже показали на этой сцене детскую оперу "Маугли".

   "Говорят, когда что-то происходит один раз - это случайность, а второй и третий - это уже традиция. И я очень надеюсь, что у нас сложилась традиция, теперь каждый год у детей будет целая неделя сказочных приключений. И потом сам театр - это всегда здорово, это всегда приподнимает человека над обыденностью", - говорит консультант уполномоченного по правам ребёнка в Ростовской области Светлана Каракосова.

  Фестиваль, подаренный детворе Союзом театральных деятелей, впервые прошел в Ростове в мае прошлого года. Второй раз он встречал зрителей в Новошахтинске. И теперь каждую весну он будет приезжать в один из донских городов. Символический ключ на церемонии получил город, где пройдёт третий фестиваль "Волшебный мир сказки".



http://dontr.ru/vesti/kultura/3721503-na-donu-proshel-blagotvoritelnyj-festival-spektaklej-dlya-yunykh-zritelej


Приветственное слово министра культуры РО А.А.Резванова на открытии Фестиваля "Волшебный мир сказки"
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Приветственное слово министра культуры Ростовской области А.А. Резванова на открытии II областного благотворительного фестиваля спектаклей «Волшебный мир сказки»



                                                                             Дорогие друзья!

        Я рад приветствовать вас на церемонии открытия II областного благотворительного фестиваля спектаклей «Волшебный мир сказки».

        Сегодня, когда самое пристальное внимание уделяется подрастающему поколению, министерство культуры области с большим интересом поддержало идею Ростовского отделения Союза театральных деятелей России о реализации такого благотворительного проекта. Фестиваль спектаклей для детей – это не только красочный детский праздник, но и яркое событие в культурной жизни Ростовской области.

        И особенно отрадно, что принять участие в фестивале изъявили желание все театры Ростовской области, которые в течение 8-ми дней на сцене Новошахтинского театра покажут свои лучшие спектакли. В афише фестиваля – волшебные истории, которые подарят детям заботу и тепло, приобщат к прекрасному и удивительному миру театра. Уверен, что встреча с любимыми сказочными персонажами отзовется в сердцах зрителей целой гаммой радостных эмоций, поднимет настроение и обязательно надолго запомнится.

         Искренне рад, что фестиваль становится настоящей доброй традицией. Желаю маленьким гостям «Волшебного мира сказки» расти здоровыми и счастливыми, верить в чудеса, искать и находить добро во всем!

         Артистам и организаторам исполнения желаний, ярких впечатлений, энергии и творческих успехов! В добрый путь!

Министр культуры Ростовской области А.А. Резванов


Приглашаем детей в волшебный мир сказки!
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Приглашаем детей в волшебный мир сказки!


     Этих ребят мы ждем в нашем театре с особым волнением, потому что и они особые. Жизнь их не очень баловала, потребовав от них недетского мужества. Они из детских домов, интернатов, центров реабилитации, и малообеспеченных семей, дети с нешуточными проблемами здоровья. Для этих, очень дорогих для нас, зрителей с 13 по 21 мая театры Дона проводят на нашей сцене II Областной театральный фестиваль «Волшебный мир сказки» (первый состоялся в Ростове год назад по инициативе Ростовского отделения Союза театральных деятелей России).


      Ребята увидят восемь спектаклей: «Маугли» - Ростовского государственного музыкального театра, «Котенок по имени Гав» - Донского театра драмы и комедии имени В.Ф.Комиссаржевской, «Капелька невзгод» - Шахтинского драматического театра, «День рождения кота Леопольда» - Ростовского государственного театра кукол имени В.Былкова, «Сказку не по правилам» - Таганрогского молодежного театра Н.Малыгиной, «Царевну-лягушку» - Ростовского академического театра имени М.Горького, «Зайкину избушку» Ростовского академического молодежного театра и «Сказку о заколдованной Снегурочке» - нашего, Новошахтинского драматического театра.


      В сказке всегда торжествуют добрые, благородные и бесстрашные люди и зверята. Мы хотим доставить юным зрителям радость и показать примеры мужества, крепкой дружбы и взаимовыручки, которые непременно вознаграждаются за эти достоинства. Мы хотим уверить мальчиков и девочек, что ни при каких обстоятельствах не стоит впадать в отчаяние, что в мире, при всех проблемах, всё равно больше света, добра и любви!


     И самое главное: фестиваль наш – благотворительный. Люди театра дарят свое искусство и свои сердца тем, кто больше всего нуждается в этом.


Театр любит и ждет Вас, наши дорогие зрители!



Ника Косенкова, метоника и Новошахтинский драматический театр
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Ника Косенкова в Новошахтинском драматическом театре, 21.04.2014 г. © Ольга Сопова

Мастер-классы Ники Косенковой — явление уникальное, как, впрочем, и сама Ника. Когда-то, окончив театральный институт, она почувствовала себя профессионально обманутой. Позже пришло понимание того, что общепринятая система театрального образования, в том числе и речевая подготовка, не воспитывает молодого актера, а скорее убивает, закладывая в него массу комплексов и заблуждений.

Личный отрицательный опыт Ники стал поворотным моментом в ее судьбе и определил ее профессиональное будущее. Проанализировав все существующие школы развития сценической речи, от эллинских школ риторики до современных европейских речевых методик, Косенкова создала собственный метод, назвав его «метоника».
С тех пор Ника Косенкова более сорока лет «правит» речь известных артистов и популярных певцов больших политиков и крупных бизнесменов: всех тех, кто придя к успеху и признанию, вдруг понял, что речевая культура, это намного больше, чем просто умение говорить.
Среди имен, вкусивших ее метод можно назвать Игоря Костолевского, Владимира Стеклова и даже Жерара Депардье (Ника Косенкова преподает не только в России, но и в Европе — не пропадать же, свободному владению французским). Свою квартиру в Москве Ника превратила в частный театр, который всегда полон теми, кто открыт творческим поискам и хочет увидеть себя в новом качестве.


Мастер-класс Ники Косенковой в Новошахтинском драмтеатре, 21.04.2014 г.© Ольга Сопова

Описывать основные слагаемы метода Косенковой дело неблагодарное, да и, пожалуй, невозможное: его нельзя облечь в конкретную форму и навсегда поставить на полку среди множества учебников по культуре речи. И хотя сама Косенкова в многочисленных интервью не раз формулировала принципы своей саморазвивающейся системы, на мой взгляд, вся методика Ники заключена в ней самой — в ее богатом педагогическом и режиссерском опыте, в глубинном понимании механизмов речевой культуры, в мощной интуиции Косенковой, позволяющей безошибочно определять индивидуальные проблемные зоны в речи каждого, кто доверится ее педагогическому опыту.


Мастер-класс Ники Косенковой в Новошахтинском драмтеатре, 21.04.2014 г. © Ольга Сопова

В апреле этого года Вероника Александровна провела трехдневный мастер-класс в Новошахтинском драматическом театре. Вот тут уж я воочию увидел Нику Косенкову в работе и на собственном опыте убедился, что метод Косенковой действует, но действует только в том случае, когда ты абсолютно и безоговорочно доверяешь ее педагогической интуиции. Уже после первых пятнадцати минут тренинга, видя как легко и уверенно она «вытаскивает» из человека его естественный голос, и изменяет его тембральную окраску, я про себя удостоил ее звания «магистр регистров».

Мастер-класс Ники Косенковой в Новошахтинском драмтеатре, 21.04.2014 г. © Ольга Сопова

Признаюсь, мне никогда не приходилось видеть «речевого диагноста» такого высокого класса (а Ника именно ставит абсолютно точный диагноз с первых сказанных тобой слов). Манера ее «диагностики» резка и безапелляционна, но иначе, наверное, и невозможно бороться с нашими недостатками, которые мы так ругаем на словах, но так лелеем внутри. Признаюсь, я искренне пожалел, что Вероника Александровна не была моим педагогом сценической речи в бытность студентом театрального вуза.


Мастер-класс Ники Косенковой в Новошахтинском драмтеатре, 21.04.2014 г. © Ольга Сопова

Но Ника Косенкова, изменила бы своей неуемной творческой натуре, если бы ограничилась только тренингами. Она устроила еще и драматургическую лабораторию, предложив на суд актерам свою пьесу, которую она собралась адаптировать под индивидуальные особенности труппы театра. Этот театр Косенкова выбрала неслучайно — действие ее пьесы разворачивается в наши дни в таком же небольшом городе, а героев пьесы запросто можно списать с некоторых новошахтинцев. В дальнейшем, Вероника Александровна планирует поставить эту пьесу в Новошахтинском драматическом театре. Она уже пообещала актерам, как режиссер и как педагог, что у их героев будет «хрустально чистая русская речь», в чем я собственно, не сомневаюсь.

Наш театр любит и ждет режиссера, педагога и драматурга Нику Косенкову!

Павел Морозов

ЧЬЯ ЭТО УЛИЦА, ЧЕЙ ЭТО ДОМ?
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Павел Морозов в спектакле

Да наше это все, о чем речь! Хотя действие спектакля «Май нэйм из Маня» происходит в Одессе (довоенной и послевоенной), эти густонаселенные дворики, видавшие виды железные лестницы и тесно стоящие квартирки вы и в Ростове до сей поры увидите (в немалом количестве). В Новошахтинске тоже. Здесь, в городском театре, артист Павел Морозов, недавно приехавший из Луганска, и играл моноспектакль по трагикомической повести Александра Каневского. Художник Юрий Сопов соорудил выгородку в фойе, поскольку сцены там по существу нет, с большой фотографией современной типовой высотки. Когда ее окна поворачивают тыльной стороной к нам, с этими самыми двориками и их обитателями можно познакомиться поближе. С бородатым моряком, любящими супругами Тезой и Лешей, их дочкой Мариной и бабой Маней.

И кто ж такую бабу Маню не встречал хоть раз! Тем более на юге, где уравновешенность и сдержанность не являются родовыми чертами местных жителей. И бойкая эта одесситка, простодушная, шумная, душой болеющая за ближних и дальних, – изумительный человеческий экземпляр, с которым находишь родственные черты. А когда она красочно описывает, как ее больные почки давят на печень, печень – на диафрагму, а та – на всю ее жизнь, ну как тут не поверить! Мы все то же самое испытываем, когда судьба преподносит нам сюрпризы.

Павел Морозов в спектакле

Павел Морозов то рассказывает истории из скудной, но не скучной жизни одесситов, то создает блиц-портреты персонажей, и говорит он в той же заполошной манере, в какой общаются герои Каневского. То есть рассказчик тоже из этого двора, впитавший цветистость и соль тамошней речи, закаленный приморским солнцем, любопытный ко всему, что происходит рядом. Потому что посторонних во дворе нет. И никто не стесняется вывешенных на всеобщее обозрение некрасивых шмоток, именуемых в те времена нижним бельем. И среди них – красные рейтузы как знамя людей, не сдающихся ни при каких катаклизмах.

Леша с войны вернулся без обеих ног, беззащитную Маринку обманул мерзавец Тарзан, бросив в чужих краях, но ни у кого нет мысли – в омут с головой. Работа спасает, любовь родных и поддержка соседей дают силы жить дальше. А баба Маня, заучив, наконец, единственную фразу по-английски, готова на старости лет рвануть в неведомую страну внучке плечо подставить. Хоть оно ей и неродное, оказывается – так было время сродниться!

Павел Морозов в спектакле

Павел Морозов в спектакле

Артист рассказывает эту головокружительную историю как-то не очень по-актерски: не контролируя своих чрезмерных эмоций, не снижая градуса переживаний за население маленькой планеты «одесский дворик». Ему, Павлу Морозову, трудно отвлечься от событий в Луганске и вообще на Украине («в Украине» – не легче). Нам же всем невозможно воспринимать историю бабы Мани и ее соседей как «зарубежную». Украина-то всегда была наша. Не в том смысле, что нам принадлежала, а в том, что была у нас много десятилетий общая родина и общие помыслы (замечу в скобках, что на Киевской киностудии, чьи картины привлекали миллионы зрителей, работали не только Гресь и Ильенко, но и Параджанов, Быков, Балаян, Итыгилов…).

Короче говоря, повесть о временах прошедших задевает чувства сегодняшних зрителей с необыкновенной остротой, и, когда луч света выделяет среди старых снимков групповое фото обитателей одесского двора, особенно щемит сердце: здесь не просто свои люди, а это мы и есть…

Людмила Фрейдлин,
театральный критик, журналист, автор книг о Донском театре

Фото: Эльхан Алекперов

Людмила Фрейдлин о театре и не только





Электронные билеты в Новошахтинский драматический театр
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Дорогие друзья!

В любое время дня и ночи! Из любой точки мира! Не выходя из дома и офиса! Не отходя от компьютера!
Вы можете купить электронные билеты на спектакль для своих родных, любимых и друзей на сайте Новошахтинского драматического театра,  ВКонтакте и  Фейсбуке !
Театр любит и ждёт Вас!

Электронные билеты на сайте Новошахтинского драматического театра

Билеты в Новошахтинский драматический театр ВКонтакте

Билеты в Новошахтинский драматический театр на Facebook



Анастасия Колесникова о спектакле "Ночь Гельвера" на Молодежном форуме - фестивале "Артмиграция".
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo
Лабораторная работа, или «С нуля — на отлично!"

Всероссийский молодежный форум-фестиваль «ARTмиграция»
Театральный центр СТД РФ «На Страстном», 11 сентября 2013 г.

Новошахтинский драматический театр
И.Вилквист «Ночь Гельвера»
режиссёр - Кирилл Вытоптов,
художник - Нана Абдрашитова.



Карла - Олеся Агрызкова, Гельвер - Михаил Сопов. "Ночь Гельвера". Новошахтинский драматический театр - 2012 г. © Ольга Сопова

Спектакль «Ночь Гельвера» появился в Новошахтинском драматическом театре благодаря лаборатории Театра Наций, который уже несколько лет успешно знакомит молодых режиссёров с театрами малых городов России, а затем — через фестивали и гастроли представляет сами театры их коллегам в более избалованных вниманием театральных центрах.

Уже немало было сказано и написано о том, как важны для лабораторных показов адреналин и стресс работы днями и ночами, когда «уже завтра премьера», а артисты ещё не запомнили ни имя своего персонажа, ни, может быть, фамилию режиссёра и тем более драматурга. Но в случае с «Ночью Гельвера» режиссёра Кирилла Вытоптова в Новошахтинском драматическом театре, мне кажется, наиболее показателен совершенно другой тип стресса — ситуации, когда молодого режиссёра неожиданно ставят перед чужим ему текстом, как артистов — перед фактом опасно близкой премьеры.

Как признался режиссёр на обсуждении после показа спектакля на форуме-фестивале «АртМиграция» в Театральном центре «На Cтрастном», пьесу европейского драматурга Ингмара Вилквиста ему «предложили». Первая его реакция на текст была «О, господи!», и, попав в театр, Кирилл Вытоптов вынужден был искать отправную точку для спектакля не в рождённой в муках бессонных ночей режиссёрской интерпретации или концепции, а в тех актёрах, с которыми ему пришлось работать.


Карла - Олеся Агрызкова, Гельвер - Михаил Сопов. "Ночь Гельвера". Новошахтинский драматический театр - 2012 г. © Вера Волошинова

Действительно, пьеса после первого прочтения оставляет ощущение невероятной прямолинейности своего «мессэджа», подкрепляемого бесконечно экспрессивной пунктуацией. Каждая строчка очень громко и отчетливо кричит в уши читателю о том, как страшно видеть гримасы доброты, милосердия, доверия и жертвенности в искажённом зеркале идеологии. Фабула и персонажи также напрашиваются на вполне однозначную интерпретацию. Немолодая одинокая женщина, Карла пытается накормить ужином своего приёмного сына Гельвера, больного юношу с заметной задержкой в развитии. Гельвер вместе с отрядом нацистов только что стал участником погрома, освоил азы строевой подготовки и теперь в приподнятом, возбуждённом состоянии духа пытается превратить в солдата Карлу. Естественно, из лучших побуждений. Естественно, отказываясь от ужина. После гениально отвратительной сцены строевой подготовки на кухне, Карла, словно взвалившая за эту ночь себе на плечи ношу усталости тяжестью в целую жизнь, рассказывает Гельверу историю о своей родной дочке, погубленной ею девочке-инвалиде. История прерывается звоном разбитого стекла в квартире и криками с улицы. Внезапно ожившая, выговорившаяся Карла деятельно собирает Гельвера в дорогу и отправляет подальше от ставших опасными беспорядков на улице. Естественно, уже поздно, и Гельвер никуда не уезжает. Карле остается последнее — подарить Гельверу возможность избежать если не уготованного ему конца, то хотя бы унижения и побоев, с ним связанными. Себе в такой милости она отказывает.

Если представить себе этот текст со всеми его многочисленными возгласами и плачами на сцене, становится одновременно и жутко, и скучно. Дидактический пафос истории и зашкаливающий эмоциональный накал бесконечных восклицательных знаков заранее давит где-то в районе затылка и кажется неуместно несовременным, даже при вполне злободневном содержании.


Карла - Олеся Агрызкова, Гельвер - Михаил Сопов. "Ночь Гельвера". Новошахтинский драматический театр - 2012 г. © Ольга Сопова

Но Кирилл Вытоптов и артисты Новошахтинского драматического театра Олеса Агрызкова (Карла) и Михаил Сопов (Гельвер) вместе сумели придать этой истории объем и недосказанность. Этот процесс «адаптации» несовременного текста к современному театральному языку никогда не состоялся бы без «лабораторного заказа» на пьесу.
Первое, что делает Кирилл Вытоптов в спектакле — с равной Ингмару Вилквисту прямолинейностью и экспрессией обрушивает на зал из колонок крики «Сволочи! Бей сволочей!». Первые пять минут это раздражает своей очевидностью и отвлекает от происходящего на сцене, но потом постепенно привыкаешь, да и артисты окончательно отвоевывают законное внимание зала на себя. И вот когда где-то после пятнадцатой минуты действия ловишь себя на том, что звуки не прекратились, по спине пробегает неуютный холодок. Потому что ты их больше не замечаешь, они могут кричать весь спектакль, частная история этой семьи всегда будет интересовать тебя больше. Наши частные истории всегда будут интересовать нас больше, чем расправа над кем-то на улице, тем более, если мы слышим шум драки и крики из окон каждую ночь. Персонажи не замечают криков, зал не замечает криков, артисты тоже не замечают криков.

Крики также незаметно затихают. Но незаметно это только до тех пор, пока Карла не заводит пластмассовые игрушки Гельвера: тогда скрип гусеницы игрушечного танка и механически перебирающий коленками солдатик, распростёртый по-пластунски, внезапно раскраивают нам череп своими наивными выстрелами. Мы заигрались, непозволительно заигрались, но моторчик войны и ненависти уже завели и он не умолкнет, даже если игрушка упадет и перевернётся. С тупым упорством озлобленный солдатик будет вечно перебирать коленками в воздухе, продолжать свою бесконечную войну, пока мы строим вокруг себя баррикады из повседневных  семейных хлопот.


Гельвер - Михаил Сопов. "Ночь Гельвера". Новошахтинский драматический театр - 2012 г. © Ольга Сопова

Олеса Агрызкова и Михаил Сопов играют семью самозабвенно и с азартом, они замечательно замыкаются друг на друге и делают процесс «подглядывания» за четвертую стену как никогда притягательным, почти неловким для зала. Иногда они заигрываются и закатывают совершенно невероятные истерики, которые и сошли бы за переигрывание, если бы делались с расчетом на зрителей в зале. Но это только друг для друга — как нередко мы демонстративно хлопаем дверью или в исступлении бьем тарелки, надеясь произвести впечатление на домочадцев. Ворвавшаяся было в тесный семейный мирок улица с криками, береткой и флагом Гельвера быстро сдает позиции и отступает под натиском дипломатии и психологии домашнего разговора о супе на ужин. И до дрожи страшная сцена строевой подготовки Карлы из пьесы внезапно приобретает невинный оттенок детской игры. Теперь нечеловеческая реальность происходящего не сразу хватает тебя за горло, но тихонько подкрадывается сзади и затем неожиданно обрушивается на голову, как ушат ледяной воды, возвращает от игры к реальности и отрезвляет. Исповедально-горькая история о погубленном младенце, очень тяжело дающаяся в пьесе, где приходится прорываться через горы вздохов-многоточий и ремарок в духе «плачет, скулит», в спектакле рассказывается Карлой непринужденно, с ласковой интонацией, похожей на ту, с которой мы читаем сказку на ночь. И от контраста бьющего хлыстом текста и елейного голоса Карлы возникает новый уровень ужаса: кого она сейчас хочет обмануть этой интонацией — защитить от шока ранимого и доверчивого Гельвера или спасти себя от уколов совести?

Эта недосказанность слишком громко говорящего текста, которую Кирилл Вытоптов и артисты привнесли в спектакль, аккуратные штрихи, вскрывающие сложную систему сожалений и уловок бессознательного на фоне конкретных исторических обстоятельств— безусловная удача спектакля. Благодаря ей знакомая модель — мать и приёмный ребенок — разворачивается перед нами вполоборота и мы уже не понимаем, что на самом деле творится в этой семье. Может быть, отношения Карлы и Гельвера, почти ровесников, не лишены отголоска эдипова комплекса — ведь Карла так подчеркивает свою женственность, а Гельвер так отчаянно стремится к мужественности? Может быть, Карла так и не приняла Гельвера, как не приняла когда-то свою маленькую дочку — и финал пьесы на самом деле никакое не милосердие, а расправа? Правильно поставленные вопросы нередко куда ценнее правильных ответов.

Режиссёрской недосказанности вторит и художник спектакля Нана Абдрашитова. Скромные декорации с первого взгляда кажутся очень простыми и функциональными: деревянный помост под наклоном, на нём светлый сервант с гордо выставленным на показ сервизом. Стол. Стул. Стоп. Помост на самом деле не просто деревянный, он сколочен из пары десятков старых дверей. Что это — временный барак из подручных материалов вместо квартиры, мир бесконечных возможностей или наоборот, безысходности запертых путей? Одна из дверей на полу вскоре распахнётся, но куда она ведет – на свободу или в подвал, который захлопнется, стоит вам скрыться за порогом?

Карла - Олеся Агрызкова. "Ночь Гельвера". Новошахтинский драматический театр - 2012 г. © Вера Волошинова

На посуде в серванте, символе крепкой семьи и мещанского благополучия, нарисованы трогательные петушки, но одна тарелка уже разбита. Её склеили и водрузили на место — безрезультатно, атмосфера гармонии и спокойных будней в этот дом уже не вернётся. Цветочные узоры на скатерти и обоях, видных за расписанными тарелками под стеклом серванта (будто он стоит без задней стенки) тщетно стремятся добавить в «комнату» немного уюта. Художник по свету Борис Михайлов, старательно отбирает у пространства последнюю надежду на звание «дома-крепости», то наполняя сцену дымом и пуская поверх него резкие лучи света, словно ищущие вражеские самолёты в низких облаках, то заливая всё резким больничным светом, отбирающим у вещей их законное право на тень.

Безразлично-ровный свет, заливающий сцену большую часть действия, равно как и окутывающие её клубы дыма, одинаково точно характеризуют спектакль. Здесь нет слишком ярких акцентов или однозначных позиций, как «правильно» понимать так называемую «основную идею спектакля» нам не подсказывают. Может быть, тут и нет ничего такого, а, может быть, всё сразу и есть эта идея — зацепиться не за что. Но, несмотря на режиссёрскую «ноль позицию», спектакль не отпускает ни на секунду, артисты играют с таким очевидным удовольствием и самоотдачей, что, пожалуй, одного этого уже достаточно для успеха.

И в этом смысле «Ночь Гельвера» — очень показательный пример того явления, которое стало для меня главным открытием фестивальной программы АртМиграции, а также главным показателем успешности «лабораторной работы» в театрах по всей стране в больших и малых городах. Это трогательная дружба и потрясающее взаимопонимание, которое возникает у молодых режиссёров и артистов тех театров, куда они приезжают, пусть даже всего на три дня. Я вижу в этом знак самого интенсивного обмена опытом и почву для взаимного, плодотворного, «эволюционного» развития для всех: режиссёров, артистов, театров. Потому что если есть такая потребность в диалоге, в эксперименте, такое желание работать, что даже абсолютно «чужой» текст можно за три дня сделать «своим», а потом ещё и довести до замечательного спектакля, который не стыдно показать в Москве на фестивале, то все разговоры о грядущем «уничтожении русского театра» абсолютно безосновательны.

Фотографии с сайта Новошахтинского драматического театра: http://www.nmdt.ru/performance/83/

Анастасия Колесникова

Театр времен отчаяния и надежды...
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo


Фильм Любовь Сурковой "Театр времен отчаяния и надежды..." о самом молодом профессиональном театре на Дону - Новошахтинском драматическом театре.
© "Провинциальный салон" ГТРК "Дон-ТР" 2014 г.
(В фильме использованы кадры из архива театра, спектаклей "Чайка" А.П.Чехова, "Поминальная молитва" Г.Горина, "Цианистый калий...с молоком или без?"Х.Мильяна, "Буря" В.Шекспира, "За двумя зайцами"М.Старицкого (режиссер Игорь Черкашин), "Фотоаппараты" П.Гладилина, "Ассоль"П.Морозова (режиссёр Ксения Торская), мастер-классы Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой, Карин Виньерон, фильма Любовь Сурковой "Три премьеры", фильма Эльхана Алекперова "Весь мир - театр", ТРК "Несветай".)

Олеся Агрызкова и Николай Ханжаров - Лауреаты "Провинциального салона" Дон ТР
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Дорогие друзья! В театральном сезоне 2012/2013 на Дону лауреатами "Провинциального салона" Дон ТР стали актриса Новошахтинского драматического театра Олеся Агрызкова за роль Прони в спектакле «За двумя зайцами» М. Старицкого (режиссер – Игорь Черкашин), солист Ростовского государственного музыкального театра Борис Гусев за роль Мефистофеля в опере Гуно «Фауст» (режиссер — Георгий Исаакян), заслуженные артисты России Николай Ханжаров, Александр Семикопенко, Валерия Искворина и заслуженный артист Бурятии Евгений Овчинников за актерский ансамбль в спектакле «Господин Ибрагим и цветы Корана" по повести Шмитта (режиссер – Михаил Заец). Поздравляем всех лауреатов, но особые слова любви Олесе Агрызковой и Николаю Ханжарову!!!



В переломные 90-е годы, придумывав название «Провинциальный салон» Дон ТР , журналист Любовь Суркова и режиссер Людмила Рублевская - исходили из того, что именно в провинции рождается самое интересное и талантливое, что потом тиражируется в столицах и за рубежом. "Провинциальный салон" уже 23 года рассказывает о событиях и людях донской истории, культуры и искусства. Среди традиций "Провинциального салона - ежегодный проект "Театральная площадь". "Театральная площадь" - обозрение театрального сезона в театрах Дона. В этой программе представлены премьеры сезона и вручаются призы "За наиболее интересную творческую работу". Среди лауреатов: актеры – народный артист СССР Михаил Бушнов, народная артистка России Татьяна Шкрабак, заслуженные артисты России Влад Ветров, Николай Ханжаров, заслуженный артист Башкирии Евгений Овчинников, артисты Раиса Пащенко, Ирина Крикунова, Сергей Беланов, режиссеры Владимир Чигишев, Юрий Мельницкий, Николай Сорокин, Константин Балакин, Игорь Древалев, Игорь Черкашин, художественный руководитель Ростовского государственного музыкального театра Вячеслав Кущев и дирижер Андрей Галанов, художники Степан Зограбян, Николай Симонов, Юрий Сопов, балетмейстеры Алла Тимме и Алексей Фадеечев, балерина Елизавета Мислер, художник по свету Ирина Вторникова.




Один голос может изменить мир!
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo
"Сила одного голоса. Если один голос может изменить ДОМ, он может изменить и ГОРОД.
Если он может изменить город.., он может изменить СТРАНУ.
Если он может изменить страну, он может изменить МИР." Барак Обама





солнцев2-012

Ночь в Новошахтинском драматическом театре
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Дорогие друзья! Приближается первая ночь в театре...


Вы увидите премьеру комедии в трех действиях "Шум за сценой" и познакомитесь с группой «Малыш Камю» из Таганрога, которая выступит с небольшой акустической программой перед началом спектакля и в двух антрактах. Группа «Малыш Камю» исполняет трогательный, чистый и по-летнему беззаботный комнатный фолк и мелодичный гитарный дримпоп. Билеты продаются в кассе театра. Телефон 2-02-40 Стоимость билета - 250 рублей, студентам, пенсионерам и школьникам - 150 рублей. Театр любит и ждет Вас!Дорогие друзья! Приближается первая ночь в театре... Вы увидите премьеру комедии в трех действиях "Шум за сценой" и познакомитесь с группой «Малыш Камю» из Таганрога, которая выступит с небольшой акустической программой перед началом спектакля и в двух антрактах. Группа «Малыш Камю» исполняет трогательный, чистый и по-летнему беззаботный комнатный фолк и мелодичный гитарный дримпоп. Билеты продаются в кассе театра. Телефон 2-02-40 Стоимость билета - 250 рублей, студентам, пенсионерам и школьникам - 150 рублей.


Театр любит и ждет Вас! 



 



Нести свой крест и веровать
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo
Секреты успеха

Нести свой крест и веровать

 Вся жизнь Светланы Соповой связана с Новошахтинским театром. Она пришла в этот коллектив, когда он ещё имел статус народного, начинала актрисой, работала режиссёром. Образование - Краснодарский государственный институт культуры, высшая школа сценического искусства при Российской академии театрального искусства. Во многом благодаря именно её инициативе и энергии Новошахтинский народный театр поднялся на новый уровень и стал восьмым профессиональным театром Ростовской области.
В 2006 году Светлана Сопова по итогам областного конкурса была названа "Человеком года". Возглавляемый ею коллектив успешно участвует во всероссийских и международных экспериментах и фестивалях. 

Сегодня гость нашей рубрики - Светлана СОПОВА, художественный руководитель Новошахтинского драматического театра. 

- Светлана Николаевна, кем вы мечтали стать в детстве?

- Когда мне было лет пять или шесть, я посмотрела фильм «Сердце Бонивура». Это была драматическая революционная картина, но на меня почему-то самое сильное впечатление произвел  листопад в ее финале. И это при том, что фильм был черно-белый. Листопад заворожил так, что мне захотелось в тот мир, который на экране. Я объявила бабушке и маме: «Буду артисткой!».
Потом я узнала о какой-то артистке, убегавшей в юности из дома, потому что родители не пускали ее в театр, и тоже пригрозила родным: «Не отпустите меня в театр, сбегу из дома!».

В первом классе у нас было сочинение на тему: «Кем ты хочешь стать?».  Я написала: «Хочу быть кинозвездой», но уже лет с десяти мечтала не о кино, а именно о театре. Меня совершенно не интересовала финансовая сторона дела, размер зарплаты и т.д. Только бы служить ему, - других вариантов у меня не было.

- А какой предмет в школе вам нравился больше всего и тоже, может быть, повлиял на выбор профессии?

- С выбором профессии я, как видите, определилась еще до школы, а в школе не могла не полюбить уроки чтения (в начальных классах), а потом – литературы.
Читала запоем. В портфеле всегда была книга вне школьной программы, а то и несколько, чтобы читать на перемене или в каких-то паузах во время уроков. Бывало, так увлекалась, что учителям эти книги приходилось у меня отбирать.
Когда стала старшеклассницей, эта неуемная страсть к художественной литературе некоторых моих учителей даже встревожила: не побег ли это в мир иллюзий от проблем сегодняшнего дня? Я отвечала, что наоборот: книги помогают мне в жизни. Помогают они мне и сейчас, в профессии, особенно – классика. Ведь она заставляет задуматься о многих жизненно важных вещах, так что, когда сталкиваешься с чем-то подобным в жизни, ты уже отчасти подготовлен к ним духовно и морально.

- А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать лидер?

- Простой, вроде, вопрос, и в то же время такой сложный, тем более, если речь о театре…Знаете, каждый по-своему определяет, для чего он приходит в театр. Когда-то я спросила себя, а почему хочу быть в театре я, и ответила: «Потому что мне хочется сказать миру что-то свое, а еще -  чтобы меня понимали и любили». Но когда начинаешь служить в театре, приходит осознание, что эта любовь и понимание возможны лишь при том условии, что ты испытываешь те же чувства к своей публике и тем людям, вместе с которыми работаешь над спектаклем. Поэтому  я бы сказала так: лидеру нужно прежде всего верить в то, что он делает, любить свое дело, тех людей, которые в нем участвуют и тех, ради кого  оно делается.

- Как вы относитесь к фразе: «Чтобы стать успешным, надо просто оказаться в нужное время в нужном месте?»

- Театр - искусство коллективное, если успешен руководитель – значит, это заслуга  еще очень большого числа людей, от актеров – до зрителей.
Конечно, у меня как руководителя были очень важные встречи и в Ростове, и в Москве, я благодарна и прежнему нашему губернатору, и нынешнему: они принимали решения, влиявшие на развитие нашего театра, ход его истории. Но я бы не отнесла это к счастливым случайностям. Не хочется говорить громких фраз, но мне кажется: возникновение театра в Новошахтинске было предопределенно свыше, отсюда – и встречи с теми замечательными людьми, которые нам помогали и помогают.

- На какие материалы в «Нашем времени» вы обращаете особое внимание?

- Не может оставить равнодушной серия публикаций «Мне нужна мама». Мне вообще нравится, что «Наше время» не просто информирует население, а старается внести позитивные перемены в жизнь многих людей.
Конечно, в первую очередь меня интересуют материалы на темы культуры.  И - все, что появляется  о Новошахтинске, будь то радостное событие (к примеру, церемония открытия парка, который подарила городу топ-модель Наталья Водянова), или проблемная публикация о нашем нефтезаводе, или когда ваши корреспонденты встречаются с нашими жителями («НВ» спешит на помощь») и рассказывают со страниц газеты о наболевшем.

- Ваш совет читателям, которые хотят достигнуть успехов в карьере?

- Нужно мечтать, но не витать в облаках, а быть готовым взять на себя ответственность за свое дело и вовлеченных в него людей, верить, любить и отстаивать это дело, как бы трудно это не казалось. Не могу не вспомнить слова Нины Заречной из чеховской «Чайки» о том, что главное в нашем деле – не блеск, не слава, а умение нести свой крест и веровать.

- Кто был для вас примером, на кого равнялись вы в жизни?

- Я стою на той позиции, что многие люди, которые нас окружают, - наши близкие, друзья и даже те, с кем у нас сложные отношения, - все они встречаются на нашем пути не зря, и каждый в чем-то – наш учитель по жизни.
Если вспомнить юность, когда мы выбираем себе кумиров, то у меня был любимый артист – Андрей Миронов  и любимый поэт – Михаил Лермонтов.
Сейчас ярчайшей личностью на небосклоне отечественной культуры мне представляется  Евгений Миронов – не только  великолепный актер, но и  театральный, и – больше того – общественный деятель. Он мог бы решать проблемы одного только своего Тетра Наций, - и это уже было бы большое и важное дело, а он разрабатывает программы, которые помогают развиваться, расти профессионально и тем театрам, которые находятся далеко от Москвы. Это трогает и восхищает, и тоже хочется не замыкаться на своих проблемах, а на своем уровне, исходя из своих возможностей,  расширять поле своей деятельности.

Марина Каминская

"АКСИНЬЯ" специальный выпуск газеты "Наше время" №11 2012 г. ноябрь



 


"6 дней 6 ночей". Фильм о спасении горняков на шахте Западная - Капитальная
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

В Новошахтинске ещё долго будут помнить все подробности операции по спасению горняков на шахте Западная-Капитальная. Авария на шахте «Западная-Капитальная» произошла 23 октября 2003 года. В результате прорыва подземного озера 46 горняков оказались заблокированы под землей. Уникальная спасательная операция, во время которой, и шахтеры , и спасатели держались как одна команда, поддерживали и помогали друг другу. И потому - победили. Участники операции по спасению горняков из затопленной шахты "Западная-Капитальная" несколько суток, сменяя друг друга, практически вручную пробивали коридор к своим, попавшим в беду, товарищам. Вопреки всем прогнозам, спасатели верили, что горняков можно спасти. Благодаря им, 44 человека считают себя заново рождeнными. Шесть дней и ночей беспрерывного поиска и не покидающей надежды на успешный финал. Его называют здесь чудом, рукотворным чудом. Они не просто ждали его, они к нему шли. Спасатели и шахтеры. Ни на минуту не переставая верить друг в друга, там, глубоко под землей вместе искали дорогу жизни. И нашли. Когда казалось, шансы на спасение уже практически ровны нулю. Они победили, потому что помогали друг другу: спасатели и шахтеры. Одним очень хотелось жить, другим- помочь им выжить.




Кофейное харакири
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo
Оригинал взят у katr_s в Кофейное харакири
Казалось бы, какая связь между культурой Японии и моноспектаклем "Запах кофе" в Новошахтинском драматическом театре?  Именно об этом я думала всю дорогу домой - в Ростов.

Женщина. Одна в комнате. Что-то говорит, вспоминает, улыбается своим же шуткам и варит кофе мужу. У которого она - восьмая жена. "Первую он прогнал, вторая и пятая исчезли куда-то, третья утонула, четвертая разбилась на машине, шестая покончила с собой. Выбросилась из окна. Седьмая, самая счастливая, — инфаркт".  Последняя хорошо варит кофе: две ложки кофе и кусок сахара. Она просто очень хорошо варит этот кофе. 

Photobucket

В пьесе Светланы Кочериной по факту одно действующее лицо, по сути - три. Героиня, ее муж  и кофе. Кофе присутствует повсюду, он снится ночами, он давно въелся в кожу. Его нет, но без него уже нельзя. " Запах — вот он. А тебя — нет! И любви — нет. И жизни — нет. Одни запахи, запахи…". Запах кофе для нее - это запах отчаяния. Это запах беспрерывной тоски. 

Героиня, по собственным словам,  превратилась в гейшу. Всегда улыбающийся автомат, который с улыбкой приносит кофе. От которого больше ничего не требуют. Но, самое главное, больше ее и ни о чем не просят. Ее вообще, по сути, не замечают. 

Photobucket
Но ведь и гейши могут бунтовать, чтобы вытребовать, выжать, вымолить себе хоть капельку внимания, которую при желании можно трактовать как любовь. И домашняя кроткая жена успешного писателя идет работать санитаркой в ожоговое отделение, посудомойкой, официанткой, разбивает себе колени, приводит в дом любовника. О! На любовника реакция есть. Значит, любит. Наверно... Дверь в кабинет опять закрыта, и попасть туда можно лишь на секунду, когда донесется властный крик: "Наташа, принеси кофе!" . Две ложки кофе и кусок сахара. 

И в конце спектакля выпадет этот счастливый случай. Дверь кабинета действительно откроется. Но за ней окажется лишь пустота... Или бренное тело ушедшего из жизни писателя и мужа... Или это дверь в какой-то другой, сияющий мир, где кажется, что это шаг к свободе, а на деле - все к тем же кандалам. Да, она больше не может варить кофе и бесконечно разговаривать с безмолвной дверью.  Вот, счастливый час пробил - она свободна. Но жизнь была бы другой, если бы мы могли убежать от самих себя.

Так вот, казалось бы, при чем здесь Япония? Но именно там очень распространена культура самостоятельного ухода из жизни, которую часто интерпретируют как символ невероятной силы воли

Если ей некому будет варить кофе, ей не останется ничего другого, как сделать себе харакири - не дрогнув. Об Игоре должен же кто-то позаботиться даже там...  Это сделает незаметная, кроткая восьмая жена.


В Новошахтинске — премьера морока в одном действии
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

В Новошахтинске — премьера морока в одном действии


  Взгляд в бездну

  Режиссёр Александр Хухлин поставил «Панночку» Нины Садур.

Можно сколько угодно говорить о том, что Садур, мол, не Гоголь, а от великого русского писателя украинского происхождения у неё остаются лишь «монологи Н. Гоголя». Но стоит посмотреть премьеру в Новошахтинске — и мороз по коже: какой же это «не Гоголь»?! А все начинается просто. Ну, не осталось чудес на свете, плачет казак Спирид (Юрий Сопов). И словно опровергая это, проходит по кромке деревянной стены Панночка (Василиса Стефаниди), не то ангел, не то чертёнок, назначение которой на этом свете — изловить очередную душу. Жизнь и смерть борются в спектакле не на жизнь, а на смерть. Отогревают, всем миром возвращая к жизни незадачливого бурсака Хому (Михаил Сопов), а потом, увидев нечто в его глазах, стыдливо забирают — кто отданную ему свитку, кто пояс, кто папаху: не доставаться же всему этому добру нечистой силе! А сам Вий-то с его знаменитым «Поднимите мне веки!» здесь не нужен, здесь всё проще и страшнее: как не заглянуть в глаза Панночки – огромные и чёрные как омут. А теперь можно и туда — в бездну! В её приоткрывшийся краешек и заглядывают в финале казаки вместе с Хвеськой (Оксана Второва). Только как после того, что увидел, жить-то дальше? Да разве задумывается об этом вольная казачья душа, когда всю горечь и радость можно выпеть и вытанцевать?! Этим и заканчивается спектакль, жанр которого режиссёр определил как морок, что на самом деле есть мрак, темнота, нечто помрачающее рассудок...

 Хома — Михаил Сопов и трое 

Панночка — Василиса Стефаниди 

 Хвеська - Оксана Второва  

  Елена Иванова, 17 июля 2012 г.  Don News Ростовское агентство новостей
  Фото автора 


Заглянуть в бездну
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo

Заглянуть в бездну


 Панночка (Василиса Стефаниди), философ Хома (Михаил Сопов)

Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Александр Хухлин поставил пьесу Нины Садур «Панночка». В Новошахтинском муниципальном драматическом театре это восьмая премьера в закончившемся сезоне.

Две темы заявлены в спектакле — остались ли чудеса на божьем свете и мощно зазвучавшая в середине спектакля тема борьбы жизни и смерти. В финале они сливаются в единый сюжет, заставляя казаков заглянуть в ту бездну, куда Панночка (Василиса Стефаниди) утянула за собой философа Хому (Михаил Сопов). Еще не до конца отработан финал, еще есть длинноты и «провисание» пауз между эпизодами, но на этой муниципальной сцене мы в очередной раз имеем действо, которое совсем не стыдно показать и на академической сцене.

Хороши три казака — каждый на свой лад. Веселый пропойца Спирид (Юрий Сопов), вечно таскающий привязанную к шее кружку, не пожалел своей крови, чтобы отогреть «замороженного» после второй ночи в церкви Хому. Молодой казак Дорош (Константин Лендёнев) отдал ему свою свитку — любимую и единственную. Старый казак Явтух — отличная работа Сергея Недилько! — несмотря на хмельную пелену, все знает и все ведает, потому и просит вернуть ему пояс: не нечистой же силе должен остаться подарок друга. А Хвеська (Оксана Второва) настолько прониклась жалостью к несчастному бурсаку, что, кажется, готова на все, чтобы его спасти.

И по сути своей Хвеська гораздо больше похожа на всезнающую, все понимающую и на все готовую ведьму, чем Панночка Василисы Стефаниди. Та скорее чертенек, который случайно забрел на этот свет и принял облик красивой девушки, при этом получивший задание отловить очередную душу. Потому и не нужен никакой Вий, а также те страшные субстанции, которые призывает Панночка на помощь — все равно никто не явится. Главное — заставить парня заглянуть в свои глаза. А попробуй не загляни в эти черные и глубокие, как ночь, очи!

До последнего момента работали над спектаклем вместе с режиссером актеры и, судя по всему, работа над постановкой продолжится. В этом театре иначе и не бывает: как говорится, здесь всегда любят «дойти до самой сути».

Спирид (Юрий Сопов), Явтух (Сергей Недилько), Дорош (Константин Лендёнев), Хвеська (Оксана Второва)

 
Спирид (Юрий Сопов), философ Хома (Михаил Сопов), Дорош (Константин Лендёнев), Явтух (Сергей Недилько) 


 Хвеська (Оксана Второва)

 

 Дорош (Константин Лендёнев)

 

 Панночка (Василиса Стефаниди), философ Хома (Михаил Сопов) 

Вера Волошинова

Живой Ростов, 17.072012 г.

http://werawolw.ru/?p=8846



 


Новошахтинцы о Х Фестивале театров малых городов России
Новошахтинский драматический театр
teatr_nebo


Новошахтинцы о Х Фестивале театров малых городов России. Репортаж Эльхана Алекперова. ТРК "Несветай"- 06.07.2012 г.